Об освящении плодов на праздник Преображения Господня

Обычай приносить плоды на благословение не нов. Он был установлен еще в Ветхом Завете: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23, 19) и сохранился в христианстве. В Евангелии Господь Иисус Христос, осуждая горделивое и поверхностное исполнение фарисеями приношение десятины, не осудил сам обычай: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23, 23).

Сам по себе обычай благословения первоплодов глубоко назидателен. Он учит человека помнить, что все — от Бога, что мы «Им движемся и существуем». Навык все делать с Богом, все начинать и заканчивать молитвой был хорошо усвоен нашими благочестивыми предками. Достаточно посмотреть содержание полного Требника, чтобы понять, что молитва сопровождала человека практически во всех сферах его деятельности: сеяние огорода, насаждение виноградника, копание колодезя, борьба с хозяйственными вредителями, строительство жилья и многое другое.

Конечно, такому важному событию в жизни земледельца как собирание урожая, уделялось особое внимание. Как и во времена пророка Моисея, первый сноп пшеницы, первая корзина фруктов, первая чашка меда приносились в храм в дар Богу, в знак благодарности, с надеждой, что милость Божья пребудет с человеком и в дальнейшем. Конечно, этот дар домой не забирали, приношение оставалось в храме для притча и неимущих. Так же, как, принося другие жертвы в дар Богу: свечу на подсвечник, деньги в церковную кружку или в руку неимущего, мы же не забираем их обратно, но надеемся, что получим за эту лепту милость Божью. Материальное меняется на духовное, временное — на вечное. Выражая свою преданность Богу через эту жертву — часть урожая, принесенного в храм, — христианин получал благословение на весь свой урожай, свой дом, свою жизнь.

К сожалению, традиция благословения первоплодов со временем тоже претерпела изменения. В какой-то мере это объясняется тем, что современный образ жизни отошел от крестьянства, уклада жизни земледельца; но в большей мере виновато духовное невежество человека, утратившего свои корни в результате глубочайшей атеистической вытравки. Сейчас благословение плодов свелось на благословение яблок, меда, мака и еще нескольких видов плодов, которые после благословения забираются домой как некая святыня. Их вкушают чаще натощак, ждут от них чуда, мучатся тем, куда девать кочерыжки. Встречаются случаи, когда остатки от «священных яблок» хранятся в баночке рядом со святой водой и маслом.

И действительно, что делать с этими кочерыжками: закопать в безлюдном месте или сжечь и пепел выбросить в реку? Можно просто выбросить. Как выбрасываем негодные остатки пищи после обеда, пищи, о которой мы перед едой молились и которую благословляли. Настоящая ревность о Боге и глубокое благочестие рождается не столько из благоговейного отношения к яблоку, унесенному из храма, сколько из яблока, принесенного в храм, из добродетелей, которые понудили человека на эту маленькую жертву веры, надежды, любви, благодарности.

Наверное, так устроен человек, что ему приятнее брать, чем давать. Грустно, но большинство традиций, связанных с дарением, жертвой, искажены. К примеру, обычай дарить подарки на Рождество и в день святителя Николая Чудотворца. Ведь изначально было задумано дарить подарки неимущим — в подражание волхвам, принесших Христу дары, в подражание милосердному святому. Когда человек дарил что-то нуждающемуся, да еще и тайно, это был дар как бы Самому Господу. В итоге все свелось на обдаривание своей семьи. То же самое, во многом, относится и к благословению плодов. Так, очевидно, устроен человек, но не так задуман. Митрополит Сурожский Антоний (Блум) очень точно подметил, что когда Христос перед Своими страданиями, ожидая от Своих учеников поддержки и понимания, рассказал им что с Ним будет, через какой ад Он пройдет и что, в конце концов, Он воскреснет, то ученики уловили лишь последнее, приятное, и тут же подошли ко Христу с просьбой сесть на престолы славы. Господь ожидал от них человечности, но эта безмолвная просьба прошла мимо их сердец.

Как же быть с благословением плодов современному человеку? Нам стоит возродить древнюю практику благословения плодов всякого рода. Ведь чин благословения яблок, приведенный в Требнике, — лишь пример. В примечании к молитве сказано, что виноград благословляется там, где он произрастает (В Греции, откуда к нам пришла традиция, виноград — один из самых главных продуктов хозяйства). На Руси, за неимением винограда, подставили в молитву, как пример, яблоки, «но и ино овощие да приносится коеждо во свое время (т.е. когда созреет) ко храму на благословение, и молитва о приносящих начатки овощей глаголется над ними». Из последних слов видно, что предметом благословения, опять же, были не столько плоды, сколько сам человек. Молитва читалась «о приносящих», о чем свидетельствует и ее текст.

Благословение плодов — это урок благодарности. Нужно ли проходить этот урок горожанину? Конечно, да. Но как поступать современному человеку с благословением плодов, если у него нет ни сада, ни огорода? Есть места реализации плодов, которые кто-то уже вырастил и собрал вместо нас и для нас. И мы в любом случае их приобретаем за деньги. Чувство благодарности к Богу за плоды возникает и у того, кто растит и собирает, и у того, кто покупает. Посмотрев 19 августа в корзинки прихожан возле храма, печалишься, что благодарение принесли лишь за яблоки. Такое ощущение, что из растительной пищи у людей в холодильниках только яблоки. А где остальные фрукты и овощи? Почему бы не положить в корзинку помимо яблочка грушу, огурец, помидорчик, картошку, персик? В общем, всё то, что мы привыкли покупать и кушать. Можно поставить стаканчик подсолнечных семян, зёрен пшеницы, ведь наши местные культуры, без которых тяжело существовать. И это все нам дает Бог и мы Его за это должны благодарить.

Особенно благотворно будет действовать наш пример благодарения на наших детей. Можно подвести ребенка к овощам и фруктам в магазине или к уже купленным плодам в доме и попросить выбрать из каждого вида самый красивый и на его взгляд вкусный плод. Пусть он положит его в корзинку, а на следующий день мама и папа вместе с ним понесут эту корзинку в храм, для того, чтобы во время молебного пения вместе со всеми христианами и священником возблагодарить Бога за этот урожай. А после молитв благословения наступает еще один очень важный и поучительный момент: ребенок должен сам или вместе с родителями раздать содержимое корзины тем, кому считает нужным. Вот то главное, для чего все это нужно — научиться не только брать, но и давать.

Слово освящение понимается как посвящение. Т.е. эти плоды, лучшие из лучших, мы посвящаем Богу, благодаря Его. А как посвятить дар Богу? Отдать Ему этот дар. Ему конечно же сам дар не нужен, Ему нужно благодарное и любящее сердце. «Все что вы сделали для нуждающегося, вы сделали мне», — говорит Господь. Вот и получается, что отдавая дар ближнему, мы делаем радость Отцу нашему Небесному.

С благословением плодов связан еще один неприятный момент: они накладываются на другие праздники. В день Преображения Господнего храм всегда переполнен, и не потому, что люди так почитают это евангельское событие, — многие не смогут даже пересказать Евангелие, — просто в этот день освящаются яблоки. Грустно, но эти яблоки полностью закрыли собой настоящий смысл праздника. Преображение Господне превратилось в яблочный Спас (напомним, что Спас — это Спаситель), впрочем, такая участь постигла не только этот праздник: есть еще и ореховый спас, и медовый… Кощунственно Спасителя называть яблочным, ореховым или медовым.

Такое смешение ничем не оправдано. Оно объясняется только тем, что приблизительно в эту пору в Греции поспевал виноград. А так как люди жили по церковному календарю — от праздника к празднику, — то и приурочили благословение урожая к определенному дню, а именно к празднику Преображения. Это доказывается и тем, что даже в Греции благословение плодов совершалось не в одно время: где раньше достигались плоды, там они приносились в церковь на праздник Преображения, а где плоды созревали позже, они благословлялись на праздник Успения Богородицы.

Т.е. на праздник Преображения Господня накладывается и день благодарения за урожай. Как сказано в Служебнике, плоды могли бы приноситься на благословение по мере дозревания, но, наверное, целесообразно было бы выделить отдельный день в году для благодарения за весь урожай. И даже у протестантов, нам в укор, празднуется день благодарения или праздник жатвы — праздник, утерянный когда-то нами. Было бы не грех возродить свою традицию и православным. Только пусть это будет не девятнадцатого августа и не двадцать восьмого.

Несмотря на прямое указание Служебника благословлять плоды по мере созревания, многие люди уверены, что яблоки, к примеру, нельзя есть до праздника Преображения. Это мнение, по видимому, основывается на примечании церковного Типикона под 19 августа: «Яко аще кто от братий снесть гроздие прежде сицевого праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие через весь август месяц, яко заповеданный устав презрев; яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец. Сие же запрещение бывает и блюдущим винограды братии… Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми, яве яко времена их, кое когда приспеет».

Как видим, правило довольно строго запрещает вкушение плодов до праздника Преображения, но эта строгость обусловлена тем, что правило — монашеское (различие монашеского и приходского уставов, вообще, интересная, но отдельная тема), а воздержание и послушание для монаха — важнейшие принципы. Из книг по монашескому деланию, к примеру «Авва Дорофей», видно, что часто духовник не только решал когда есть, но и что, и сколько — буквально по часам и граммам. Итак, дело не в Преображении, а в том, что плоды (гроздие, т.е виноград, смоквы и прочие) запрещается вкушать без благословения. Благословение же может быть «яве яко времена их, кое когда приспеет». Виноград действительно может поспеть к Преображению, но смоквы и прочие заморские фрукты имеют свой календарь созревания, и именно под него, как видно из примечания, подстраивался чин благословения.

В целом же, Церковь не знает поста на яблоки. Ей просто важно научить своих чад быть благодарными Богу за Его дары. Неужели Господь хочет того, чтобы из года в год гнили ранние сорта яблок (все-таки у нас — не Греция), созревающих задолго до Преображения? Нет, Он хочет, чтобы его дары принимались «яве яко времена их», но принимались с благословением и благодарностью.

ОСВЯЩЕНИЕ ПЛОДОВ

ИЛИ ВОРОВСТВО У БОГА?

С началом Успенского поста начинается череда продуктовых «Спасов»: медового, яблочного, орехового. Разбираемся – насколько важно в дни церковных праздников освящение еды.

В эти дни в храмы проходит много людей весьма далеких от христианской веры. Это люди, которые по внешней упаковке души – христиане, но внутри имеют много языческого… Эти люди приходят в храм только в дни массовых освящений, а это, согласитесь, не так уж и часто. Но увы, как правило в переполненных дворах храмов не видно миссионерских групп «быстрого реагирования», а лишь устало кропящие батюшки удовлетворяют созревшую «религиозную» потребность населения съесть чего-то освященного.

В августе фольклорные наименования праздников делят и распределяют Спасителя мира, согласно продуктам питания, добавляя при этом разновидности того, каким Он, с точки зрения языческого потребителя является на вкус: «медовый», «яблочный» или «ореховый».

Что стоит за всем этим освящением яблок, меда и всего того продуктового многообразия, которое мы видим аккуратно разложенным на лавочках, а то и на земле церковного двора? Благодарность Богу. Благодарность за урожай, за то, что Он дал нам эти плоды земли, за ту любовь с которой Он нас питает…

Но как эта благодарность должна проявляться, и в чем она должна состоять? Если брать рамки очень древнего закона, то человек десятую часть полученного урожая отдавал Богу. Это Богом данный налог на милостыню. Эта та часть, которая не наша – она принадлежит Творцу. На практике этот «налог» приносился в храм и там оставлялся… Т.е. каждое собранное на поле десятое зернышко, десятый помидор, слива, картошка – это уже не наше…

Как же ее Ему передать?

В Евангелии, в притче о Страшном Суде, все это описано. То, что мы делаем «малым сим», т.е. людям нуждающимся, голодным, сидящим в тюрьмах, страдающих болезнями, нищетой, все это мы даем лично в руки Богу. Если нет возможности передать из рук в руки, то можно все это оставить в храме, а священник уже раздаст, развезет. И поверьте – ему есть куда везти и кому давать. Всегда к храмам тянутся за помощью люди нуждающиеся.

На «яблочный Спас» многие приходят к храму с единственной целью – «зарядить» свои продукты благодатью и уйти домой. А причем тогда здесь освящение и кропление святой водой, спросите вы? Все очень просто. Через то, что вы жертвуете, через вашу милостыню, которая зримо освящается святой водой, благословляется и весь урожай, который вы собрали…

Но согласитесь, что самым нелепым в этой ситуации будет то, когда мы посвященное Богу, принадлежащее уже не нам, а Ему, забираем к себе домой обратно… Так же нелепо мы выглядим и в глазах Божьих, когда несем после освящения домой то, что, вообще-то, уже не наше.., принося в храм посвященное Богу и принадлежащее уже не нам, а Ему, мы забираем к себе домой обратно… Многие из приходящих к церкви в дни «спасовых» праздников обо всем этом не имеют никакого понятия. Нет в них ни благодарности, ни благоговения, ничего из тех христианских чувств, которые они должны иметь к Богу.

Что есть? Желание «зарядить» чем-то «небесным» то, что принесено в надежде, что оно будет работать на позитив и удачу… И бегают потом… с вопросами к батюшке: «А куда же огрызок из освященного яблока девать, ведь он хоть и «заряженный», но не съедобный»?

Есть категория людей, которая всегда ищет по жизни магические способы решения проблем, сверхъестественные методы укрепления своего жизненного статуса. Как правило, их в Церкви интересует только то, «кому, куда, какую свечку поставить», «что заказать от того» и «какие молитвы лучше читать против этого».

Всегда также найдутся люди, которые, пользуясь этой магической мировоззренческой моделью, будут ее определенным образом эксплуатировать с выгодой для себя. Но православному священнику подыгрывать на магических струнах души своих заблудших овец уж точно не подобает. Тем более, что все эти любители «православного волшебства» уходят и проходят, а Церковь и священник остаются. Так же остается на совести священника и все то, что он делает и чему учит. Если из года в год он соглашается со всем этим языческим действом, ничего не объясняя и не разъясняя, то едва ли можно сказать, что такой священник исполняет свое пастырское предназначение.

Безусловно, в освящении первых плодов урожая нет ничего плохого, однако это освящение ни в коем случае не может выходить на первое место в восприятии и идентификации церковного праздника. Ведь «медовый Спас» – это [не медовый спас, а], на самом деле, праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, «яблочный Спас» – это Преображение Господне, а память ветхозаветных мучеников Маккавеев к маковой выпечке не имеет никакого отношения.

То, что люди в эти дни массово приходят в храмы, никого не должно обманывать – никакой заслуги священства в этом нет. Почти никто их этих «захожан» не отстоит всю литургию, не говоря уже об исповеди и Причастии. Однако, для священников это очень важный момент, чтобы сформировать у тех людей, которые приходят в церковь всего несколько раз в году, не языческое, а христианское восприятие Церкви и церковных праздников. Пользуются ли пастыри этой возможностью? Судя по тому, что каждый год люди снова и снова приходят в храмы лишь за освящением мака, яблочек, меда и винограда – не вполне.

Протоиерей Василий Можевельный

В эти дни многие наши знакомые поздравляют нас с каким-нибудь «Спасом», при этом, они сами не знают с чем поздравляют. Люди делают это искренне и от души. На наше христианское сознание это не принимает и хочется человеку объяснить, что скрывается за этими «Спасами» на самом деле. Поэтому, поблагодарив человека за поздравление, можно в ответ сказать или написать (на ваше усмотрение) вот такой текст:

«Хочу Вас попросить поздравлять друг друга 14 августа не с «медовым спасом», а с Происхождением (изнесением) Честных Древ Животворящего Креста Господня. 19 августа не с «яблочным спасом», а с Преображением Господа нашего Иисуса Христа. 29 августа не с ореховым спасом, а с Перенесением из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Слово Спас, сокращение от слова Спаситель. Мы покланяемся Спасителю Господу нашему Иисусу Христу, и он у нас один. Богам-Спасителям меда, яблок, орехов, мака и прочих плодов мы не покланяемся. Не к осуждению Вашему пишу, но сами, пожалуйста, поздравляйте друг друга правильно. И с ЛЮБОВЬЮ, если можете, расскажите об этом другим. В эти августовские дни это будет поводом для нас узнать содержание, значение и историю празднуемых христианами религиозно-исторических событий, происшедших в эти дни. Храни Вас Господь!»