О первой исповеди

Скачать О первой исповеди.

Вступление: Я священник и не первый год служу в оживленных храмах. Приходилось исповедовать множество людей, видеть радость и горе. И так часто сталкиваешься с робостью и незнанием, как первый раз подойти к священнику, и что говорить на исповеди. Смущение и слабое понимание церковной жизни мешают многим побеседовать на эту тему со священником и разрешить свои вопросы. Отвечая на вопросы приходящих в храм, я решил попытаться немного написать о первой исповеди, — возможно, мои строки помогут кому-нибудь подойти к Таинству Покаяния-Исповеди. Я не ставил целью систематически излагать учение церкви о покаянии, и не буду доказывать, что исповедоваться необходимо. Написанное ниже для тех, кто приблизился к исповеди, но еще ни разу не исповедовался.

В сложные и тяжелые времена люди, лишенные спокойствия и комфорта, особо задумываются о своей жизни. Пресыщенность часто создает иллюзию того, что жизнь удалась, особенно, если сравниваешь с теми, кто далеко позади тебя и безнадежно отстал. Но и «хозяева жизни» не избавлены порой от мыслей о своей жизни, и ее смысле.

Размышления о себе, об окружающем нас мире приводят многих к мысли о существовании Бога. Чтение Библии, духовной литературы, интерес к церкви открывают думающему и ищущему человеку неведомый доселе мир православной духовной культуры и традиции. Иной раз в Церковь приходит человек, ищущий помощи и утешения в скорби; и для него исповедь — место поведать о своей боли.

 Итак, ты веришь в Бога. Пытаешься читать Библию, и уже прочитал Евангелие. Молишься дома и ходишь в храм на службы. Многое еще непонятно, но интересно узнавать и открывать всё новое и новое. Правда, есть неуверенность оттого, что не знаешь всех правил; и опасаешься, что нарушишь по незнанию церковные установления. Ты видишь в храме исповедующихся людей, понимаешь, что это вещь полезная и нужная, но «еще не готов», — как ты сам себе говоришь.

После грехопадения прародителей Адама и Евы в каждом из нас сокрыта греховная поврежденность. Крещение таинственно омывает наши грехи, но удобопреклонность к греху остается, и человек часто согрешает, идя по жизни. Как важно для начала научиться видеть свои грехи, замечать те внутренние повреждения души, с которыми предстоит бороться.

Часто предстоит слышать на исповеди фразы типа «во всем грешна», «как все люди грешим» и пр. Подобные высказывания говорят о том, что человек не подготовился к исповеди, не заглянул в тайники своей души или просто духовно близорук. Каждому из нас важно осознать, что всякий грех ослабляет душу, отводит ее от Христа. И важно увидеть свой грех, понять и разобраться в сложном мире своих внутренних чувств и переживаний. Несомненно, что процесс это длительный и постепенный, и на первой исповеди все не поведаешь и не осознаешь.

Как важно сделать первый шаг, решиться. Отбросить ложный стыд и пойти. Прекратить тот внутренний диалог с самим собой: « А я священнику скажу про это, а он, наверно, мне скажет так-то».   Многие уверовавшие в Бога, особо высоко ставят в своих глазах священника, как  служителя Божия. И становится не по себе при мысли, что придется рассказывать на исповеди нелучшие стороны своей жизни. Кажется, что батюшка в мыслях разочаруется и осудит, видя то, что некоторые несут все годы в глубине сердца.

Но это не так. Поверьте священнику, чем больше исповедуешь, тем сильнее ощущаешь, как мы все слабы и полны недостатков, и не получается у нас своими силами стать лучше. Сам себе даешь обещания, силишься удержаться от повторения грехов, а потом опять случаются падения. И приходит понимание (не книжное, а лично-опытное), что без помощи Божьей не преодолеть этот порочный круг.  И тем радостней видеть человека в первый пришедшего на исповедь, — верить, слушая его грехи, что Христос сейчас незримо простит ему все, и он пойдет домой обновленный, с новой надеждой на исправление.

Тем, кто  еще медлит с исповедью важно понять, что Покаяние есть Таинство, а посему не может быть сравнимо ни с одним откровеничаньем в кругу  друзей. Невозможно описать и передать те чувства, которые испытывает прощенный Христом Спасителем  через молитву священника. По учению святых отцов в таинстве Покаяния незримо мы укрепляемся на борьбу с грехом. Очистив в исповеди душу, мы приступаем к великой святыне-таинству Причастия Св.Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.  Как хочется, чтобы все верующие прочувствовали, что уклоняясь от исповеди и причастия, они уклоняются от полноты церковной жизни, обкрадывают сами себя.

Стоит уяснить, что не бывает «правильных» исповедей, и каждый человек кается, как может. Бог смотрит на искренность кающегося и сожаление о совершившихся грехах, а не на правильную форму и литературный стиль. Для начала можно купить и ознакомиться с книжками о исповеди, которых в наших церквях продается немало. Особо известна «В помощь кающемуся» свт. Игнатия Брянчанинова. Стоит также порекомендовать книжку «Опыт построения исповеди» о. Иоанна Крестьянкина, очень часто переиздающуюся. Не стоит смущаться большому количеству грехов, приводимых в некоторых изданиях. При внимательном чтении можно заметить, что очень много синонимов, когда грех описывается в многообразии оттенков церковного языка.

Естественно волнение во время первой исповеди и можно кратко обозначить свои совершенные грехи на бумаге, чтобы не забыть, подойдя к священнику, о чем собирался говорить. Бывают случаи, когда вся исповедь подробно излагается на бумаге, что позволяет некоторым высказаться, не боясь упустить что-то важное.

Исповедь подразумевает, что  кающийся увидел свои прегрешения, и будет стремиться, всячески не повторять их. В связи с этим не стоит воспринимать исповедь как допрос, где выпытывают все детали пережитого.  Особо интимные случаи из личной жизни не стоит рассказывать в деталях, а лишь кратко упомянуть о них (например, «случались в семейной жизни измены»).

Немаловажным в покаянии является прощение обидевших нас. Как мы можем просить Господа о прощении наших прегрешений, сами не прощая причинившим нам боль?  «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»;  — эти слова Господней молитвы «Отче наш» должны деятельно войти в нашу жизнь. Хочется напомнить, что «простить» — это не значит одобрить недостойный поступок ближнего; а означает наше стремление не обозлиться на согрешившего, помолиться о спасении его души, об исправлении.

  Демонические силы не желают спасения души человеческой, отводя  людей от исповеди, часто под абсурдными предлогами:

  • «я слишком грешен»: Какая-то часть людей впадает в отчаяние от множества своих грехов и их серьезности. Они полагают, что у них не может быть и надежды на спасение или что их грехи поразят духовника — столь они велики и ужасны. Церковь хорошо распознала всю человеческую греховность, что даже самые «ужасные» грехи известны Матери-Церкви, и ошибочно полагать, будто ты один являешься каким-то чудовищем! Само стремление души к благочестивой жизни уже угодно Богу, хотя ты сам и грешишь, но и раскаиваешься. Падаешь, но и поднимаешься. Вся праведность твоя не от дел, а от веры. И рано или поздно жизнь твоя изменится. В рай попадают не воры, блудники, убийцы, предатели, а бывшие воры, бывшие блудники, бывшие убийцы, бывшие предатели, потому что раскаялись они в своих грехах.
  • «Я совершил столько грехов, что нет мне прощения и спасения». Самое коварное препятствие, которое чинит диавол, — это, конечно, безнадежность и отчаяние. Если член какой-нибудь партии, собрания, организации и так далее «согрешит», то есть нарушит правила, то его изгоняют, отвергают, ставят вне рядов этой партии. Но этого никогда не бывает в Церкви. Церковь — это больница, лечебница душ, потому мы и попадаем в больницу, что ищем исцеления. Для Церкви, как говорит преподобный Исаак Сирин, «не существует непростительного греха, а только нераскаянный». Нет такого греха, который бы не омывался слезами покаяния. На Страшном Суде мы будем осуждены не за то, что грешили, а за то, что не каялись. Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Никто не должен отчаиваться в своем спасении. Ты согрешил? Покайся. Ты согрешил тысячу раз? Тысячу раз покайся». Святой Иоанн Златоуст говорит еще: «У диавола нет иного столь же сильного оружия, как отчаяние, и поэтому мы не столько доставляем ему радости, когда совершаем грех, сколько, когда отчаиваемся».
  • «Священник и сам грешный человек. Зачем я пойду к нему?»  Стоит помнить приходящему в церковь, что это установление Самого Господа: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». ( Ин. 20, 21-23) Согласно апостольскому преемству, всякий законно рукоположенный священник имеет право совершать таинство Покаяния. Следует знать, что сколь бы ни был грешен священник, Таинство, которое он совершает, остается в силе. Допустим, происходит недолжное — перед тобой недостойный священник. Он не наставлял тебя в покаянии, он не рассказывал тебе об исповеди, хотя ты не пропустил ни одной службы, внимательно слушал проповеди и задавал вопросы. На исповеди он тебя совсем не слушает, отвлекается и думает о чем-то своем. Более того, он сам грешный-прегрешный, весь приход об этом сплетничает. Имеет ли тогда силу свершенное таким священником Таинство? На это есть очень простой и короткий ответ — да, имеет. При условии, однако, что ты сам действительно покаялся. Сам Господь сказал о недостойных учителях: «Итак, все, что они велят вам соблюдать — соблюдайте и делайте. По делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают» (Мф. 23:3) . Если вы будете ходить в храм, то со временем Господь поможет вам найти священника, понимающего вас — наберитесь терпения и не осуждайте служащих в церкви.
  • «чего я пойду на исповедь — у батюшки и так людей много ходит, а времени у него мало». Особо хочется посоветовать прийти в храм и заранее поговорить со священником о вашей первой исповеди. Попросить назначить время, чтобы неспешно покаяться потом, зная, что священнику не нужно срочно куда-то уходить по делам. Не стоит выбирать для первой исповеди дни крупных церковных праздников: священнику нереально подробно выслушать исповедь при большом стечении кающихся, а у пришедшего в первый раз может сложиться впечатление, что до него здесь никому нет дела.

Если у вас есть знакомые верующие, можно попросить их посоветовать, к какому священнику подойти на исповедь. Не стоит забывать, что у каждого из нас есть особенности характера и свои взгляды на окружающий мир. Следовательно, возможно непонимание между священником и исповедником. Смущаться сильно от этого не стоит — попробуйте после поговорить с другим батюшкой.

Молитва, чтение Библии и регулярное исповедование и причащение да укрепят всех нас в нелегкой духовной жизни.